Крест Эйнштейна: ученые сфотографировали «размноженную» гравитацией сверхновую

Западные астрофизики сфотографировали так называемый крест Эйнштейна – четырехкратное изображение вспышки одной и той же сверхновой

Крест Эйнштейна: ученые сфотографировали…

Ученые из США, Дании, Франции, Италии и Австралии опубликовали результаты своих исследований в журнале Science, сообщает «Лента.ру», передает depo.ua.

В ходе наблюдений в ноябре 2014 года, проводимым с космического телескопа Hubble, астрофизикам удалось получить размноженные изображения сверхновой, расположенной в одном из рукавов спиральной галактики. Это звездное скопление расположено на расстоянии 9,3 млрд световых лет от Земли.

На изображении видна размноженная в результате гравитационного линзирования сверхновая. В качестве гравитационной линзы выступило скопление галактик MACS J1149.6+2223. Оно расположено прямо перед наблюдаемой сверхновой на расстоянии 5,3 млрд световых лет от Земли.

Свет от вспышки сверхновой был усилен по яркости примерно в 20 раз и размножен на четыре изображения, сформировавших Крест Эйнштейна в результате искажения траектории световых лучей сильным гравитационным полем MACS J1149.6+2223.

Наблюдать световые лучи от сверхновой можно будет еще в течение нескольких лет.

Первая гравитационная линза была открыта в 1979 году. Однако до сих пор ученым ни разу не удавалось наблюдать Крест Эйнштейна именно от вспышки сверхновой (ранее он был зафиксирован для квазаров).

Как известно, в общей теории относительности, разработанной в 1905-1917 годах, Альберт Эйнштейн обосновал новое понимание гравитации как искривления единого континуума - пространства-времени. В результате этого лучи света искривляются под действием гравитации, что и приводит к описанным выше наблюдениям.

Сверхновая - взрывающаяся супермассивная звезда, которая после расхода всего своего «потлива» под действием гравитации с ярчайшей вспышкой коллапсирует сама в себя, превращаясь в нейтронную звезду, а затем в черную дыру.

Фото: nasa.gov