Жизнь

Руководитель "Театра переселенца" о гастролях в Германии, искусство правды и другую Россию

"Театр переселенца" называют самым выдающимся художественный явлением прошлого года. Сейчас в театре запланировано несколько громких премьер и гастроли в Берлине и Констанце

23 января 2016, 16:00

Руководитель "Театра переселенца" о гастролях в Германии, искусство правды и другую Россию

Основателям проекта фактически удалось перевернуть представление многих украинцев об искусстве. Ведь вместо профессиональных актеров на сцене появляются обычные украинцы – люди, которые пережили войну и знают, как горько бывает покидать свои дома. А вместо вылизанных драматургами диалогов люди слышат настоящие жизненные истории – правдивые исповеди, наполненные болезненными эмоциями. Спектакль театра "Где Восток?" собирает полные залы – по просьбе зрителей его уже во второй раз презентуют в Киеве 24 января, а уже 29-го его увидят жители Славянска.

О старте проекта, реинкарнации, происходящие с актерами и предстоящее путешествие в Германию depo.ua пообщался с руководителем театра Георгом Жену.

СЕЙЧАС СТАВИТЬ ШЕКСПИРА БЫЛО БЫ СТРАННО

- Георг, вы начинали проект вместе с Натальей Ворожбит. Как вам пришла в голову эта идея? Почему решили работать именно с переселенцами?

- Проект родился, когда мы вместе с Натальей Ворожбит и волонтерской организацией "Новый Донбасс" находились в Николаевке – работали с детьми, которые пережили войну. Все понимали, насколько проблема переселения актуальна для Украины и для мира в целом. И вот мы втроем - с Наташей и военным психологом Алексеем Карачинським придумали "Театр переселенцев". Было бы довольно странно, например, ставить Шекспира, когда наш креатив может помочь людям.

Керівник "Театру переселенця" про гастролі в Німеччині, мистецтво правди та іншу Росію - фото 1

- То есть занимались арт-терапией?

- Я был бы очень осторожным с этим термином. Все можно объяснить простыми словами. Алексей Карачинский – профессиональный военный психолог. У меня, кроме режиссерского образования, есть образование в области психодрамы, и я уже более 15 лет сотрудничаю с психологами в сфере театра. Цель нашей работы – помочь личности пережить травму, и театр для этого прекрасный инструмент.

У человека появляется неравнодушный  коллектив, внимательные зрители, которые готовы воспринимать его слова. Кроме того, театр - это всегда возможность установить новые связи. Например, мы больше года работали с детьми в Николаевке. Хотя все дети учились в одной школе, друг с другом почти не дружили. А сейчас они стали семьей, сами ведут театральную группу, выпускают газету, участвуют в наших проектах. Один мальчик раньше очень боялся выступать, но поставил перед собой цель преодолеть страх. Сейчас он выступает просто виртуозно, и это радует.

Так же и в Киеве со взрослым коллективом. За короткое время мы стали большой семьей.

- Как находили в Киеве переселенцев, которые захотят выступать в театре?

- У нас очень много друзей. Сами организуются, предлагают помощь, распространяют информацию. Очень облегчает дело "Фейсбук". Вот сейчас мы делаем спектакль о Крыме, разместили объявление в соцсети, и к нам уже обратилось большое количество людей. Мы работаем со всеми. Совсем необязательно выступать на сцене – для некоторых это тяжело и вообще не нужно. Для таких людей есть индивидуальные занятия, работа с психологом. В театре немало интересных задач. Александр Фоменко сделал волонтерский проект Displaced Kids, в рамках которого для детей-переселенцев бесплатно проводят творческие мастер-классы. Одно из главных событий этой зимы – Праздник Святого Николая, во время которого мы посетили 650 детей. Его помогали организовать дети из Николаевки. Там сейчас создают свой культурный центр – это инициатива людей, им никто ничего не указывает, все решают сами. Мы же будем помогать в организационных моментах.

ТЕМЫ АКТЕРАМ НЕ НАВЯЗЫВАЕМ

- А еще юные актеры везут спектакль "Николаевка" в немецкий город Констанц...

- Вместе с Натальей Ворожбит, киношниками Лизой Смит и Кристиной Лизогуб мы в течение года создавали монологи из личных историй детей с Востока - не только о войне, но и о первой любви, о любви к городу. Мы не навязываем темы, это их выбор. Собственно на сцене выступают 12 юношей и девушек в возрасте от 14 до 16 лет, хотя на самом деле в проекте занято гораздо больше людей. "Николаевку" уже показывали во Львове и Киеве, сейчас готовимся к поездке в Славянск, а потом едем с ней в Констанц.

Керівник "Театру переселенця" про гастролі в Німеччині, мистецтво правди та іншу Росію - фото 2

В течение недели дети будут жить в немецких семьях. Сначала сами выступят перед зрителями, а потом создадут совместный проект с немецкими актерами.

- Наверное, во время подготовки спектаклей было немало эмоциональных историй, ведь речь идет о наболевшем... Какие поразили больше всего?

- Таких историй было немало, но это наша внутренняя кухня. А вообще поражает уровень человеческого доверия, который возник между нами. Это подарок судьбы, и наша главная задача – его лелеять. И мы над этим работаем – есть очень много проектов, разных планов. Наш "Театр переселенца" – это теплые и длительные творческие отношения.

В СТОЛИЧНЫХ ТЕАТРАХ СИДЯТ ДИКТАТОРЫ

- Вы являетесь режиссером театра. Хотя театр и документальный, как-то помогаете людям выражать эмоции?

- Об этом не говорится. Ведь если парень или девушка рассказывает, как снаряд поразил ее любимого человека, здесь не надо помогать выражать эмоции. Задача режиссера – в первую очередь, поддержать по-человечески и организовать процесс. Создать атмосферу доверия, в которой людям будет нравиться действовать и творить.

- Неужели монологи никоим образом не редактируются?

- У нас монолог должен в среднем продолжаться от четырех до шести минут. И Наталья Ворожбит работает с актерами скорее как хирург, пытается вместе с ними сократить монологи до определенного времени. Но все решают вместе, согласовано.

- Несколько не вяжется с классическим представлением о театре, где последнее слово за режиссером...

- В театрах Киева действуют правила прошлого века – там сидят диктаторы, которые указывают всем, что делать. Для меня искусство и работа вообще должны основываться на партнерстве, где люди занимаются тем, что у них получается лучше всего и получают от этого удовольствие.

Керівник "Театру переселенця" про гастролі в Німеччині, мистецтво правди та іншу Росію - фото 3

- Наверное, немало детей из Николаевки задумались над тем, чтобы получить театральное образование...

- Да, и конечно, мы помогаем им советами, куда и как вступать. Но, по моему мнению, в современных театральных школах в Украине большой риск испортить собственную актерскую манеру. Все видят, вот человек ведет себя вполне нормально, но стоит ему выйти на сцену, и он сразу начинает как то странно двигаться и общаться. Все у него получается как-то искусственно.

Часто, чтобы быть актером, не обязательно иметь профильное образование. Можно, например, учиться на юриста и параллельно принимать участие в интересных театральных проектах на международном уровне. Актер – от слова "действовать" (to act – действовать – ред.). Это человек, который действует, а не человек, который что-то изображает. И этот смысл гораздо шире, в этом смысле мы все стараемся быть актерами.

- Легко уговорили театры Германии на сотрудничество?

- Там у меня есть рабочие отношения, которые росли в течение десятков лет профессиональной деятельности. Мы обращались в разные театры. Но было нелегко, ведь привезти такое количество людей – довольно дорого. Все было как всегда в жизни – подаешь десять заявок, в девяти из них - отказ, а десятую принимают.

Керівник "Театру переселенця" про гастролі в Німеччині, мистецтво правди та іншу Росію - фото 4

Конечно, эти страшные военные истории не могут не поражать. Но если бы это было только коммерческой эксплуатацией страданий, я бы этим не занимался. Наш проект - грандиозная возможность для эмоционального выхода. Дети получат новый опыт, пожив в семьях в другой стране, пообщавшись с немцами.

ПОДДЕРЖКА ПУТИНА ОЧЕНЬ ХРУПКАЯ

- Как люди в Украине воспринимают спектакли театра?

- У нас всегда переполненные залы. Произошло несколько повторных показов. Большая прелесть для зрителей в том, что у нас им не врут. Мы стараемся не заниматься пропагандой. Зрители непосредственно соприкасаются с реальностью. Сейчас в обществе есть ощущение, что СМИ искажают информацию, а политики стремятся лишь обогатиться. В таком социуме есть потребность в месте для искренних и правдивых дискуссий. Конечно за несколькими спектаклями на месяц стоит много волонтерской работы, усилия большого коллектива, который работает абсолютно бесплатно.

- Вы сами живете в Германии. Легко ли найти столько времени на проекты в Украине?

- Благодаря гонорару, который я получил в другой стране, смог себе позволить четыре месяца жить в Украине. Сейчас провожу у вас в среднем десять дней в месяц. Но есть люди, которые работают практически ежедневно. Скоро будет новый проект – о том, как Донецк в 1984 хотел провести Олимпиаду. Спектакль "Где Восток?" в марте покажут в Берлине. В апреле презентуем спектакль с переселенцами из Крыма...

- Что Вас вообще привлекло в Украине?

- Прежде всего, общение с уникальными людьми, с которыми я работаю и сейчас, и искренне этим горжусь. 99% из них были на Майдане, поэтому в нашем коллективе майдановский дух чувствуется очень сильно. В обществе этих замечательных и талантливых людей искренне хочется быть, а это большая редкость.

Керівник "Театру переселенця" про гастролі в Німеччині, мистецтво правди та іншу Росію - фото 5

- Вы были одним из тех, кто организовал "Театр.doc" в Москве. Сейчас проекты с Россией не планируете?

- На данный момент это сложно из-за моих проукраинских политических взглядов. Я никогда не скрывал, что считаю Россию агрессором. Но при этом не скрываю и то, что буду поддерживать отношения с московским "Театром.doc". Это для меня дом, я вырос вместе с ним. Это оппозиционный театр и в прошлом году они приезжали в Киев на "ГОГОЛЬFEST". Я не прекращаю верить в то, что Россия скоро станет другой. Чтобы там не говорили, я жил там и знаю, что поддержка Путина в этой стране очень хрупкая.

Больше новостей о событиях в Украине и мире читайте на Depo.Жизнь

Loading...
Loading...