Британские ученые узнали, почему плохих новостей всегда больше

Британский психолог Том Стаффорд объяснил, почему СМИ и интернет полны сообщений о стихийных бедствиях, коррупции и некомпетентности политиков

Британские ученые узнали, почему плохих…

Об этом сообщает depo.ua со ссылкой на ВВС

"Возможно, ужасные истории подсознательно привлекают нас", - пишет психолог Том Стаффорд. - Откройте новости, и у вас появится стойкое впечатление, что единственное, о чем пишут СМИ, – это удручающие события. Почему в новостях всегда говорится о плохих моментах жизни, а не о хороших? И что эта тенденция говорит о нас – читателях? Впрочем, возможно, сообщения о катастрофах являются более убедительными, чем новости о медленных изменениях к лучшему. С другой стороны, разоблачения коррумпированных политиков или описание трагических событий – просты и понятны для восприятия.

Но причина может быть и в другом. Возможно, мы – зрители и читатели – призываем журналистов сосредотачиваться именно на плохих новостях. Люди часто говорят, что они устали от негатива, и предпочли бы услышать что-то хорошее, но разве это действительно так?"

Чтобы найти ответ на этот вопрос, канадские исследователи Марк Трасслер и Стюарт Сорока провели эксперимент в Университете Макгилла. Данные предыдущих исследований о том, как люди относятся к новостям, не удовлетворили ученых.

Эти исследования плохо контролировались: участники, к примеру, читали новости дома, а при этом трудно установить, кто использует компьютер. Или проводились в нереалистичных условиях: испытуемые выбирали новости в лаборатории, осознавая, что ученые внимательно следят за их выбором.

В новом эксперименте исследователи решили избрать совсем другую стратегию – обман.

Ученые Трасслер и Сорока пригласили добровольцев из своего университета будто бы для эксперимента, в котором исследуются движения глаз.

Участникам сначала предложили выбрать с сайта новостей несколько историй о политике, чтобы во время чтения камера смогла измерить базовые движения глаз. Испытуемым объяснили, что во время подготовки к основному эксперименту они могут выбрать любые тексты, главное, чтобы они их читали.

На следующем этапе, который участники считали главной целью исследования, но который, на самом деле, был промежуточным, испытуемым предложили посмотреть короткое видео. После этого они должны были ответить на вопрос о том, какой тип политических новостей им нравится читать.

Люди говорят, что они предпочли бы читать о хорошем, но эксперименты доказывают, что большинство таки предпочитает негативные новости.

Результаты эксперимента, как и новости, которым участники отдавали предпочтение, выглядели довольно пессимистично. Чаще всего испытуемые выбирали статьи на негативные темы: коррупция, кризисы, цинизм власть имущих. Положительные и даже нейтральные истории почти не привлекали внимания. Особый интерес к плохим новостям демонстрировали те участники, кого интересовали текущие дела и политика.

Но на вопрос, какие новости они хотели бы читать, большинство респондентов уверенно отвечали – хорошие. Они также отмечали, что СМИ слишком много внимания уделяют негативным сюжетам.

Исследователи представили свой эксперимент как убедительное доказательство так называемого "эффекта негативности" – термин, которым психологи называют наше стремление слышать и запоминать плохие новости.

И причина – не только злорадство, как говорят ученые. Кажется, такими нас сделала эволюция, чтобы мы могли быстро реагировать на потенциальные угрозы. Плохие новости могут быть сигналом, что нам нужно изменить свое поведение, чтобы избежать опасности.

Не противоречит этой теории и тот факт, что люди быстрее реагируют на слова с отрицательным значением. Когда в лабораторных экспериментах на мониторах перед участникам вспыхивают слова "рак", "бомба" или "война", они нажимают на кнопки быстрее, чем когда видят слова "ребенок", "улыбка" или "развлечение" (хотя эти слова с приятным значением более распространены в речи).

Негативные слова мы и узнаем быстрее, чем положительные. Мы даже умеем предсказывать, что слово будет с неприятным значением, еще до того, как сможем полностью определить его.

Возможно, плохие новости привлекают наше внимание потому, что мы воспринимаем мир более оптимистично, чем он есть на самом деле.

Итак, является ли наша бдительность к угрозе единственным объяснением нашей тяге к плохим новостям? Может быть, что и нет.

Исследователи Трасслер и Сорока предлагают и другое объяснение результатам опыта. Ученые считают, что мы обращаем внимание на плохие новости, потому что в целом воспринимаем мир более оптимистичным, чем он есть на самом деле. Когда, к примеру, дело касается нас самих, мы обычно считаем, что мы – лучше, чем большинство других. И мы также верим, что в конце концов у нас все будет хорошо.

Такой оптимистичный взгляд на мир делает плохие новости более заметными и впечатляющими. Ведь темные пятна лучше видны на светлом фоне.

Наша склонность к плохим новостям на самом деле имеет более сложное объяснение, чем обычный цинизм журналистов или подсознательное желание увидеть кошмар.

А это значит, что со следующего дня, полного дурных новостей, моя вера в человечество немного укрепится.